08.02
16:09
Законы чистоты пива
У христиан — десять заповедей, у греков — олимпийская харита, у медиков — клятва Гиппократа.… А вот у пивоваренном деле есть положение, именуемое Кодексом чести пивоваров. Этот Закон чистоты пива вот уже 500 лет стоит на страже интересов, как потребителей, так и производителей пенящегося напитка — пива.
Тем не менее, если Reinheitsgebot и стал последним, то вполне определенно не был первым серьезным положением. История хранит, честно признаться, довольно ужасающие рассказы о прародителях Закона чистоты пива в далеком прошлом.
Когда в древней Месопотамии пиво стало на столько популярным, что его ежедневно употребляли все, кому оно было по вкусу, возникла необходимость провозгласить уставы по производству и торговле пивом. Это было важно для жителей страны, которые покупали пиво на рынках и, само собой разумеется, за свои тяжким трудом заработанные деньги не желали покупать некачественное, прокисшее и опасное для здоровья пойло. А так же для самих производителей — особенно начинающих в пивоваренном деле и не познавших еще всех «тонкостей» ремесла. Да и самому государству, которое уже основалось как стабильная структура, со своими законами и требованиями, самодеятельность в производстве пива была не кстати. Исторические свидетельства доказывают, что первые законы пивоварения были делом вовсе не шуточным — то были законы суровые и требовали беспрекословного послушания.
Первая идея о строгом, даже в камне вытесанном, экономическом кодексе принадлежит Хаммурапи (1728 – 1686 гг. д.н.э.), властелину Вавилона. Изданные им законы он повелевал высечь на знаменитых каменных столпах законов. Когда через тысячелетия, в 1902 году такой столп был обнаружен на территории теперешнего Ирака, учеными были обнаружены весьма интересные факты, касающиеся законов, изданных Хаммурапи. Властитель не запамятовал упомянуть в законах пиво. В этом вопросе его решения были неумолимы: ни какого бартера при продаже пива! Ячменем за купленное пиво платить было запрещено. Пиво продавалось только за ценные серебряники. Нарушителей закона грозила страшная кара. Так, например, если трактирщица, из сострадания к обнищавшему гражданину, приняла вместо денег пригоршню ячменя, она подвергала себя верной гибели, т. к. по закону ее полагалось утопить. Правда, Хаммурапи не уточнил, где — в реке или пивной бочке…. Если же не очень добропорядочный пивовар или торговец умудрился подразбавить пойло водой, его постигала кара до смертного часа самому пить разбавленное им же зелье. Однако, кроме жестоких наказаний, Хаммурапи предусмотрел и вполне политические ущемления. К примеру, священнослужителям строго настрого запрещалось приобщаться к торговле пивом, однако политические речи в публичных кабаках карались смертью.
Кроме угроз, запугивания возможных мошенников и непокорных, Хаммурапи велел на столпе высечь допустимую наивысшую цену для каждого сорта пива, а так же требования по качеству каждого сорта. Следует заметить, что в Вавилоне существовала особая классификация, по которой можно определить, что там, в целом существовало 20 различных сортов пива: восемь из них варились из одного сорта пшеницы, восемь — только из ячменя, а в остальных четырех использовали как ячменное, так и пшеничное солода. Качеством, а вместе с тем и ценой отличалось пиво, сваренное из пшеницы или же то, в котором пшеницы было больше. В кодексе Хаммурапи упомянуто несколько сортов пива, в том числе жидкое пиво (водянистое пиво из ячменя), темное или черное пиво (дешевое, слабое пиво из ячменя), prima (темное, крепкое пиво высокого качества), лежалое пиво (этот сорт из Вавилона вывозили так же в Египет), поддельное пиво (вторично залитое — легкий напиток, полученный в результате вторичного заливания остатков ячменя и пшеницы).
Свои законы пивоварения и торговли пивом были и в других древних государствах. Ими предполагалось огромное разнообразие сортов и сырья, и их главной задачей являлась защита интересов, как пивоваров, так и покупателей пива, любителей этого напитка, а так же государственные интересы. Вследствие развития земледелия, а так же в результате бесчисленных уставов местного значения возникла острая необходимость в универсальном, едином законодательстве. В этом вопросе первыми были немцы. Бытовую культуру немцев без пива, пивоваров, больших и малых пивоварен и вообразить то невозможно. Уже с ХII в. на севере Германии варили очень высококачественное пиво. В более значимых, главным образом городах ганзейского союза, началась поистине пивная «лихорадка». В Ратушах Любека и Гамбурга умудрились даже оборудовать особые пивные погреба, что бы во время заседаний ратманов было, где черпнуть глоток пива — вкусного, прохладного, бодрящего и уменьшающего стресс, вызванный работой управления городом. Уступить своим северным коллегам в навыках пивоварения желали и пивовары юга Германии. Тем не менее, все старания объединиться в профессиональные организации были четны, т. к. число пивоваров было не достаточным. Хотя в потребителях, а также в разновидностях пива недостатка не имелось, качество напитка оставляло желать лучшего — не часто находившееся на холоде, закваска, особенно в летнюю жару, очень быстро портилась, да и сыре не всегда было высшего сорта. И так уже в ХVI в. у наместников появились веские основания для беспокойства о здоровье своих подданных, как из-за эпидемий и напастей, так и из-за низкокачественного пива.
Время от времени в законодательстве по пивоварению в Германии регистрировались разнообразные поправки, но, начиная с ХII века, ими регламентируются, главным образом качество и вкус пива. Так, например, Барароса, правитель Аугсбургский в законе пивоварения от 1156 года предупреждает своих подданных: «Тот, кто плохое пиво делает или неверные мерки применяет, наказания заслуживает. А пиво такое должно быть уничтожено, либо беднякам отдано». Правда, в средневековье уже не применялись ужасающие казни достойные вавилонца Хаммурапи, однако Барбаросса применил методы, достойные предпринимателя — после третьего мера некачественного пива, пивовару могли навсегда запретить заниматься промыслом пивоварения. В 1923 году в Нюрнберге, в Баварии, вступил в силу закон впредь для производства солода использовать только ячмень, а не пшеницу, в свою очередь Мюнхенской Думой было принято соглашение, что перед употреблением пробродившее пиво должно вылежаться, по меньшей мере, восемь дней….
Шли годы и, наконец, пришло 23 апреля 1516 года — дата, которая в наши дни известна каждому пивовару. Это день, когда Вильгельм IV, герцог Баварский, вместе со своим братом Людвигом Х провозгласили решение «Как летом и зимой в стране пиво варить». Этот документ, немецкое название которого звучит «Reinheitsgebot», стал кодексом чести пивоваров. Самым ярким новшеством в пивоварении стало то, что по этому закону впредь пиво можно было варить только из ячменного солода, хмеля и воды. Законом были установлены так же и цены на пиво: если зимой кружка пива обошлась бы вам в один серебряный фенинг, то лето вы платили бы за то же количество напитка вдвое дороже. Свыкшись с новыми ограничениями и поняв, что, только подчинившись закону, смогут конкурировать с другими пивоварнями в Германии, с ХVI века пивовары Баварии уважали и чтили Закон о чистоте пива.
Провозглашенный в 1516 году Закон о чистоте пива частично включен в сегодняшние законодательные акты о налогообложении, которые в Германии были обобщены 1900 году. По началу в законе не было сказано, например, о дрожжах — об этом решение было принято гораздо позже. Довольно серьезным изменениям Закон о чистоте пива подвергся тогда, когда Германия готовилась к вступлению в Евросоюз, т. к. законодательство союза предполагало использование и других веществ. История то, или культура, или просто ирония немцев, но.… Хотя закон, конечно, приспособили законодательству ЕС, с 1987 года, когда Германия присоединилась к союзу, немецкими пивоварами проводится акция «бессловесного сопротивления». Действуя в рамках законодательства, они все же умудряются демонстративно держаться древних традиций пивоварения. Немецкие пивовары и по сей день варят пиво из четырех составных — ячменя, хмеля, дрожжей и воды. Не удивляйтесь, если Германский торговец на отрез откажется покупать произведенное вами пиво, в приготовлении которого использовано другое сыре. Следует напомнить, что спрос порождает предложение, и немцы охотнее всего пьют пиво, сваренное именно в родной Германии.
За неправильное варение и продажу пива, и даже неверное поведение во время пиво пития по закону, изданному Хаммурапи, правителем Вавилона, виновника ждала смертная казнь.
Самая яркая иллюстрация средневековых обычаев пиво питья дана летописцем Балтазаром Русовым в описании свадьбы горожан: «Такому чрезмерному пиво питью сопутствовало выплескивание пива на пол, от чего в домах гильдии он становился таким мокрым, что для хождения и танцев приходилось подстилать сено».
Тем не менее, если Reinheitsgebot и стал последним, то вполне определенно не был первым серьезным положением. История хранит, честно признаться, довольно ужасающие рассказы о прародителях Закона чистоты пива в далеком прошлом.
Когда в древней Месопотамии пиво стало на столько популярным, что его ежедневно употребляли все, кому оно было по вкусу, возникла необходимость провозгласить уставы по производству и торговле пивом. Это было важно для жителей страны, которые покупали пиво на рынках и, само собой разумеется, за свои тяжким трудом заработанные деньги не желали покупать некачественное, прокисшее и опасное для здоровья пойло. А так же для самих производителей — особенно начинающих в пивоваренном деле и не познавших еще всех «тонкостей» ремесла. Да и самому государству, которое уже основалось как стабильная структура, со своими законами и требованиями, самодеятельность в производстве пива была не кстати. Исторические свидетельства доказывают, что первые законы пивоварения были делом вовсе не шуточным — то были законы суровые и требовали беспрекословного послушания.
Первая идея о строгом, даже в камне вытесанном, экономическом кодексе принадлежит Хаммурапи (1728 – 1686 гг. д.н.э.), властелину Вавилона. Изданные им законы он повелевал высечь на знаменитых каменных столпах законов. Когда через тысячелетия, в 1902 году такой столп был обнаружен на территории теперешнего Ирака, учеными были обнаружены весьма интересные факты, касающиеся законов, изданных Хаммурапи. Властитель не запамятовал упомянуть в законах пиво. В этом вопросе его решения были неумолимы: ни какого бартера при продаже пива! Ячменем за купленное пиво платить было запрещено. Пиво продавалось только за ценные серебряники. Нарушителей закона грозила страшная кара. Так, например, если трактирщица, из сострадания к обнищавшему гражданину, приняла вместо денег пригоршню ячменя, она подвергала себя верной гибели, т. к. по закону ее полагалось утопить. Правда, Хаммурапи не уточнил, где — в реке или пивной бочке…. Если же не очень добропорядочный пивовар или торговец умудрился подразбавить пойло водой, его постигала кара до смертного часа самому пить разбавленное им же зелье. Однако, кроме жестоких наказаний, Хаммурапи предусмотрел и вполне политические ущемления. К примеру, священнослужителям строго настрого запрещалось приобщаться к торговле пивом, однако политические речи в публичных кабаках карались смертью.
Кроме угроз, запугивания возможных мошенников и непокорных, Хаммурапи велел на столпе высечь допустимую наивысшую цену для каждого сорта пива, а так же требования по качеству каждого сорта. Следует заметить, что в Вавилоне существовала особая классификация, по которой можно определить, что там, в целом существовало 20 различных сортов пива: восемь из них варились из одного сорта пшеницы, восемь — только из ячменя, а в остальных четырех использовали как ячменное, так и пшеничное солода. Качеством, а вместе с тем и ценой отличалось пиво, сваренное из пшеницы или же то, в котором пшеницы было больше. В кодексе Хаммурапи упомянуто несколько сортов пива, в том числе жидкое пиво (водянистое пиво из ячменя), темное или черное пиво (дешевое, слабое пиво из ячменя), prima (темное, крепкое пиво высокого качества), лежалое пиво (этот сорт из Вавилона вывозили так же в Египет), поддельное пиво (вторично залитое — легкий напиток, полученный в результате вторичного заливания остатков ячменя и пшеницы).
Свои законы пивоварения и торговли пивом были и в других древних государствах. Ими предполагалось огромное разнообразие сортов и сырья, и их главной задачей являлась защита интересов, как пивоваров, так и покупателей пива, любителей этого напитка, а так же государственные интересы. Вследствие развития земледелия, а так же в результате бесчисленных уставов местного значения возникла острая необходимость в универсальном, едином законодательстве. В этом вопросе первыми были немцы. Бытовую культуру немцев без пива, пивоваров, больших и малых пивоварен и вообразить то невозможно. Уже с ХII в. на севере Германии варили очень высококачественное пиво. В более значимых, главным образом городах ганзейского союза, началась поистине пивная «лихорадка». В Ратушах Любека и Гамбурга умудрились даже оборудовать особые пивные погреба, что бы во время заседаний ратманов было, где черпнуть глоток пива — вкусного, прохладного, бодрящего и уменьшающего стресс, вызванный работой управления городом. Уступить своим северным коллегам в навыках пивоварения желали и пивовары юга Германии. Тем не менее, все старания объединиться в профессиональные организации были четны, т. к. число пивоваров было не достаточным. Хотя в потребителях, а также в разновидностях пива недостатка не имелось, качество напитка оставляло желать лучшего — не часто находившееся на холоде, закваска, особенно в летнюю жару, очень быстро портилась, да и сыре не всегда было высшего сорта. И так уже в ХVI в. у наместников появились веские основания для беспокойства о здоровье своих подданных, как из-за эпидемий и напастей, так и из-за низкокачественного пива.
Время от времени в законодательстве по пивоварению в Германии регистрировались разнообразные поправки, но, начиная с ХII века, ими регламентируются, главным образом качество и вкус пива. Так, например, Барароса, правитель Аугсбургский в законе пивоварения от 1156 года предупреждает своих подданных: «Тот, кто плохое пиво делает или неверные мерки применяет, наказания заслуживает. А пиво такое должно быть уничтожено, либо беднякам отдано». Правда, в средневековье уже не применялись ужасающие казни достойные вавилонца Хаммурапи, однако Барбаросса применил методы, достойные предпринимателя — после третьего мера некачественного пива, пивовару могли навсегда запретить заниматься промыслом пивоварения. В 1923 году в Нюрнберге, в Баварии, вступил в силу закон впредь для производства солода использовать только ячмень, а не пшеницу, в свою очередь Мюнхенской Думой было принято соглашение, что перед употреблением пробродившее пиво должно вылежаться, по меньшей мере, восемь дней….
Шли годы и, наконец, пришло 23 апреля 1516 года — дата, которая в наши дни известна каждому пивовару. Это день, когда Вильгельм IV, герцог Баварский, вместе со своим братом Людвигом Х провозгласили решение «Как летом и зимой в стране пиво варить». Этот документ, немецкое название которого звучит «Reinheitsgebot», стал кодексом чести пивоваров. Самым ярким новшеством в пивоварении стало то, что по этому закону впредь пиво можно было варить только из ячменного солода, хмеля и воды. Законом были установлены так же и цены на пиво: если зимой кружка пива обошлась бы вам в один серебряный фенинг, то лето вы платили бы за то же количество напитка вдвое дороже. Свыкшись с новыми ограничениями и поняв, что, только подчинившись закону, смогут конкурировать с другими пивоварнями в Германии, с ХVI века пивовары Баварии уважали и чтили Закон о чистоте пива.
Провозглашенный в 1516 году Закон о чистоте пива частично включен в сегодняшние законодательные акты о налогообложении, которые в Германии были обобщены 1900 году. По началу в законе не было сказано, например, о дрожжах — об этом решение было принято гораздо позже. Довольно серьезным изменениям Закон о чистоте пива подвергся тогда, когда Германия готовилась к вступлению в Евросоюз, т. к. законодательство союза предполагало использование и других веществ. История то, или культура, или просто ирония немцев, но.… Хотя закон, конечно, приспособили законодательству ЕС, с 1987 года, когда Германия присоединилась к союзу, немецкими пивоварами проводится акция «бессловесного сопротивления». Действуя в рамках законодательства, они все же умудряются демонстративно держаться древних традиций пивоварения. Немецкие пивовары и по сей день варят пиво из четырех составных — ячменя, хмеля, дрожжей и воды. Не удивляйтесь, если Германский торговец на отрез откажется покупать произведенное вами пиво, в приготовлении которого использовано другое сыре. Следует напомнить, что спрос порождает предложение, и немцы охотнее всего пьют пиво, сваренное именно в родной Германии.
За неправильное варение и продажу пива, и даже неверное поведение во время пиво пития по закону, изданному Хаммурапи, правителем Вавилона, виновника ждала смертная казнь.
Самая яркая иллюстрация средневековых обычаев пиво питья дана летописцем Балтазаром Русовым в описании свадьбы горожан: «Такому чрезмерному пиво питью сопутствовало выплескивание пива на пол, от чего в домах гильдии он становился таким мокрым, что для хождения и танцев приходилось подстилать сено».